К 100-летию открытия Арзамасского городского водопровода
Череда юбилейных дат для г. Арзамаса в этом году начинается столетием со дня открытия городского водопровода. Решение проблемы снабжения города Арзамаса питьевой водой связано с именем протоиерея Федора Ивановича Владимирского.
Он родился в 1843 г. в семье дьячка. Окончив Арзамасское духовное училище и Нижегородскую духовную семинарию был определен на должность священника в Арзамасский Воскресенский собор. Его общественные интересы оказались очень многогранными, а стремления исправить несправедливости жизни — настойчивыми.
Ф.И. Владимирский — единственный наш земляк, выбранный депутатом Государственной Думы и принимавший активное участие в обсуждениях острых вопросов современности.
Однако главным делом жизни Федора Ивановича стало открытие в родном городе водопровода.
Мысль об устройстве водоразборных мест с чистой водой непосредственно в городе возникла ещё в середине XIXв. В 1848—1850 гг. местный землевладелец Николай Яковлевич Стобеус предложил арзамасскому городскому обществу устроить за свой счет водопровод для города. В 70−80-х гг. XIXв. общественность в лице почетных граждан Арзамаса Ивана Степановича Белоусова и Петра Ивановича Серебрянникова вторично заговорила о необходимости подвода воды в город, подкрепляя свои пожелания наличием капитала примерно в 35 000 рублей. Но, как и в первый раз, власти города не усмотрели в организации водопровода практической необходимости.
Только в 1903 году, когда на обустройство колодцев и канав в окрестностях Мокрого оврага Владимирским были затрачены колоссальные физические и моральные силы, а, кроме того, немалые материальные средства из личного капитала, отцы города признали не только важным, но и необходимым обустройство водопроводной системы в городе.
Традиционно арзамассцы брали воду из р. Теша, протекающей неподалеку, а также из колодцев и прудов, организованных в черте города и за ней. Однако речные воды оказывались слишком жесткими, колодцы нижней части города имели болотное происхождение, поэтому их воды отличались специфическим запахом, Сальниковские пруды в верхней части города пополнялись исключительно весенними и дождевыми водами с городских улиц и приусадебных участков. В связи с этим вода в них была шоколадного окраса с ярко выраженным тухлым запахом. Более-менее чистую воду можно было добыть из так называемых Рамзайских колодцев и на Горячем пруду. Однако указанные водоразборные места находились за городом и имели малую наполняемость водой, вследствие чего стоимость воды становилась слишком высока. К примеру, на Рамзайских колодцах она достигала 2 копеек за ведро.
С 1889 г. разрабатывались варианты увеличения сбора доброкачественной воды из указанных выше мест, в том числе и на Мокром овраге, а также предпринимались попытки добыть воду из артезианских скважин. К сожалению, ни одно из мероприятий не завершилось положительным результатом. Владимирский, учитывая прежде всего близость расстояния от основной части города, взялся за разработку источников Мокрого оврага, и к 1920-м гг. добился увеличения водосбора с этих территорий в 10 раз.
Работы на Мокром овраге продолжились с удвоенной силой, когда было получено официальное разрешение Городской Думы на строительство водопровода. В летние месяцы 1903 года Ф.И. Владимирский проложил новую магистральную канаву, в которую собирались воды от всех источников в округе. Однако, вследствие малой проработки водосборной системы, берега магистрали подмывались и вода становилась слишком мутной и непригодной для употребления.
Работы на Мокром овраге привлекли внимание многих специалистов в области механики и гидрологии. Активным участником в теоретических обсуждениях, касающихся водопровода, был и практикующий инженер-механик Евгений Карлович Кнорре. Активная переписка началась с 1909 г. Федору Ивановичу, не обладавшему техническим образованием, естественно, трудно приходилось в постижении многих тонкостей. Кнорре любезно разъяснял возникающие вопросы.
В 1911 г. начались работы по устройству водоносной сети с фильтрованной водой из источников Мокрого оврага. В конце Сальниковой (ныне К. Маркса) улицы была установлена водонапорная башня, от неё отходили «каналы» по всей Сальниковой, Рождественской (ныне Ленина) улицам и Гостиному ряду, сеть проходила также по Алексеевской (ныне Свободы), Новоплотинной (ныне Горького) и Ильинской (ныне Космонавтов) улицам. Было предусмотрено 7 водоразборных мест. Кроме этого предлагалось всем желающим подвести воду в дом.
Датой открытия водопровода в Арзамасе можно считать 22 января 1912 г. (по старому стилю). Именно в тот воскресный день в Воскресенском соборе была отслужена поздняя литургия, всенародное благодарственное молебствие и панихида по усопшим жертвователям на водопровод и общественным деятелям, много потрудившихся для его устройства, а по завершению праздничных мероприятий торжественное чествование в помещении Городской управы.
Водопроводная система в целом имела непростое устройство. На водокачке Мокрого оврага были установлены нефтяной двигатель системы «Горнсби» и два насоса: горизонтальный - плунжерный для подачи воды на башню по 2350 ведер в час и вертикальный — поршневой для подачи воды на фильтр американской системы «Джуэль». Вода от насосной станции до напорной башни доставлялась по чугунным трубам под давлением 5,5 атмосфер. Для распределения воды по городу была обустроена сеть из чугунных водопроводных труб различного диаметра. Контроль за потребляемой водой из частных водопроводов и на торгово-промышленных предприятиях осуществлялся посредством специальных водомеров. Осмотр водомеров и запись показаний производились назначенными Городской Управой лицами ежемесячно.
К марту 1912 г. была установлена такса за пользование городским водопроводом. Четверть копейки взималось за ведро воды, взятую из уличных и частных водоразборов. Вода, подведенная для торгово-промышленных заведений, оценивалась в полкопейки за ведро. На фабрики и заводы вода поставлялась по усмотрению Городской Управы.
Вода отпускалась строго по талонам, купленным в Городской управе. Возле каждой колонки находился сторож, контролирующий процесс взятия воды из водопровода.
Федор Иванович Владимирский не перестал быть главным организатором работ на Мокром овраге и после начала эксплуатации водопровода. В феврале 1912 года постановлением Арзамасской городской водопроводной комиссии он становится Почетным Пожизненным Попечителем водопровода.
Используя наработанные теоретические материалы по организации водопровода, Федор Иванович в мае 1912 года выступил на XI Всероссийском водопроводном и санитарно-техническом съезде.
Комиссия Съезда признала работы, проведенные Владимирским на Мокром овраге вполне правильными и соответствующими современному уровню знаний гидрологии. Кроме этого, было высказано пожелание продолжить изучение подземного водного потока и о результатах подготовить доклад на конференцию XII водопроводного съезда, состоявшегося в итоге в 1922 году.
Федор Иванович Владимирский был неизменным заведующим городским водопроводом и руководил работами по его расширению и усовершенствованию до 1923 года, пока заведующий коммунальным отделом Арзамасского уисполкома не предложил Федору Ивановичу оставить занимаемый пост в связи с преклонным возрастом.
Нужно отметить, что за время разработки источников Мокрого оврага и строительства водоразборной системы Федор Иванович написал несколько записок теоретического и исторического характера о своей деятельности по устройству городского водопровода, которые были напечатаны в арзамасской типографии в 1906—1915 гг.
Материал подготовлен Е.А. Голнощековой, ведущим архивистом Государственного архива Нижегородской области, г. Арзамас.