Государственная архивная служба Нижегородской области

О вкладе промышленности Горьковской области в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

В гигантской кузнице вооружения, какой была наша страна во время Великой Отечественной войны, городу Горькому и области принадлежала особая роль. Горьковская область стала поистине подлинным арсеналом страны. Отсюда, с берегов Волги и Оки, непрерывным потоком шли на фронт знаменитые «катюши», танки, самоходки; отправлялись самолеты, орудия и минометы; вывозились боеприпасы, обмундирование и продовольствие.

В соответствии с директивой ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. все промышленные предприятия Горьковской области начали перестраивать производство на выпуск вооружения и боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии. Быстрейший выпуск оборонной продукции мог быть налажен только при условии кооперирования заводов. Постановлением № 1 от 1 июля 1941 г. Государственный Коми-тет Обороны обязал судоремонтный завод «Красное Сормово» полностью перейти на вы-пуск средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии (с программой выпуска в 1941 г. – 700-750, а в 1942 г. – 3 000 танков). Коллектив с честью справился с поставленной перед заводом задачей. Первый эшелон танков Т-34 уже в октябре 1941 г. был отправлен сормовичами для обороны Москвы. Свидетельством выдающейся роли продукции «Красного Сормова» стали строки из воспоминаний Маршала Советского Союза Г.К. Жукова: «В октябре 1941 года, когда мне была поручена операция по обороне Москвы, мы начали получать с Сормовского завода танки «Т-34». Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву».

Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 10 159 танков (10,2% от общесоюзного производства). В годы войны завод не только увеличивал выпуск боевых машин, но и работал над их усовершенствованием. Так, в конце 1943 г. сормовичи модернизировали башню танка, впервые в стране сделав ее литой, и установили 85-миллиметровую пушку последней модели. В кооперации с «Красным Сормовом» по производству средних танков Т-34, кроме металлургических, работали заводы: Горьковский автомобильный, «Двигатель революции», фрезерных станков, «Красный якорь», станкозавод, дробильно-размольного оборудования (Выкса) и другие. Танк Т-34 был признан специалистами лучшим танком второй мировой войны. Знаток военной техники немецкий генерал Эрих Шнейдер писал: «Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2 мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5 – 2 тысяч метров, тогда как немецкие … не более 500 метров и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую или кормовую часть танка Т-34».

В январе 1942 г. на «Красном Сормове» возобновлено производство подводных лодок, прекращенное в 1941 г. За годы войны сормовичи сдали флоту 22 подводные лодки типа «М», «С», «Щ» (43,1% от общесоюзного производства). Кроме того, здесь был про-изведен ремонт 41 подводного судна и морского монитора «Хасан». Мордовщиковский (Навашинский) судостроительный завод № 342, также работавший по заказам флота, в 1942-1943 гг. построил 29 траловых барж, предназначавшихся для подрыва магнитных и акустических мин в фарватере Волги и районе Сталинграда, изготовил 179 бронированных башен для спаренных пулеметов на катера Военно-морского флота, около 200 тысяч корпусов и деталей для различного вида снарядов, а также рейдовые наливные баржи и нефтеперекачивающие станции и др.

В условиях начавшейся войны перед Горьковским автозаводом им. Молотова была поставлена сложная и ответственная задача: в кратчайшие сроки перейти на выпуск легких танков Т-60, выпуск которых продолжался по первую половину 1942 г., далее вместо них было налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллиметровой пушкой. Впрочем, во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 г. их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76 и СУ-76м. За годы войны было выпущено 9 000 самоходок (39,1% общесоюзного производства).

В годы войны Горьковский автозавод выпускал также армейские автомобили с двумя ведущими осями. На базе легкого автомобиля-вездехода ГАЗ-64 был создан броневик БА-64, на фронт отправлено почти 6 тысяч таких машин. Бронемашинами еще до войны занимался Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который в июне 1941 г. был передан Наркомату танковой промышленности и далее работал в кооперации с автозаводом. В первые месяцы войны он еще продолжал выпуск бронеавтомобилей ЛБ-МАТИ, БА-20, ЛБ-23 и изготовил 155 единиц этой техники, затем полностью перешел на выпуск танковых и авиакорпусов и корпусов к самоходным артиллерийским установкам. Кроме того, с осени 1941 и в течение 1942 г. Горьковский автозавод изготавливал батальонные 82-миллиметровые минометы, поставив фронту 24 145 штук. В 1941-1943 гг. автозаводцы выпустили более 2 тысяч аэросаней, обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. Завод пережил бомбежки вражеской авиации в 1941-1943 гг., но это не прервало самоотверженный труд заводчан.

С первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№ 21), где работало КБ под руководством С.А.Лавочкина. В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ-3. В 1941 г. завод № 21 изготовил 1994 истребите-ля. В 1942 г. завод освоил выпуск истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944 г. параллельно начал выпуск модели ЛА-7. Всего за 1941-1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19 202 самолетов типов ЛаГГ и Ла, то есть каждый третий отечественный истребитель. На базе кооперировавшегося с авиазаводом машиностроительного завода им. Воробьева в 1941 г. было организовано производство шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов, нервюров для самолетов. Механический цех, кроме того, точил снаряды, литейный – выпускал корпуса мин.

В выполнении военных заказов участвовали все промышленные предприятия области. Завод им. Ульянова, единственный в стране, изготавливал специальную электроаппаратуру для судостроения, береговых установок и кораблей Военно-морского флота. Завод «Красная Этна», производивший крепежные изделия, пружины, проволоку, кроме этого, обеспечивал все промышленные предприятия страны лентой холодного проката. На территории завода «Красная Этна» в июле-августе 1941 г. был сформирован Горьковский мотоциклетный завод на базе предприятий, эвакуированных из Ленинграда и Харькова. За годы войны он поставил фронту почти 6 000 армейских мотоциклов М-72 с прицепной коляской под ручной пулемет. Коллективы заводов «Двигатель революции», «Красная Этна», автозавода освоили производство 120-миллиметровых минометов. Всего за годы войны было выпущено 43 688 штук минометов различной модификации. Горьковский завод фрезерных станков уже осенью 1941 г. направил на фронт 14 дивизионов реактивной артиллерии (117 установок), а всего за первый год войны изготовил свыше 600 установок М-8. Свыше 30 машиностроительных предприятий области перешли на массовый выпуск корпусов реактивных снарядов для «катюш», мин и гранат. Радиотелефонный завод им. Ленина был крупнейшим поставщиком переговорных устройств для самолетов, танков и бронепоездов, изготавливал армейско-фронтовые дивизионные радиостанции.

Коллектив завода «Красный якорь» в годы войны выпускал понтонные якоря для инженерных войск, цепи противоскольжения для автомашин, боеприпасы, укладочные приспособления для горной артиллерии. На заводе вместо ручной сварки была освоена автоматическая сварка по методу Е.О. Патона под слоем флюса. Изменив конструкцию якоря, сократили количество кованых деталей, это позволило увеличить выпуск продукции в 5 раз при снижении ее себестоимости на 35%.

Борский стекольный завод им. Горького изготовлял новые виды изделий для авто-мобильной промышленности, оптические изделия для ВМФ, Наркоматов химии и бое-припасов. Борчане организовали выработку стекла «сталинит», шедшего для изготовления прозрачной брони самолетов и истребительной авиации. Производство авиаброни, в отличие от ранее существовавших способов, в СССР было организовано впервые.

Различную продукцию для нужд обороны страны выпускали 6 химических заводов г. Дзержинска. В первые, самые напряженные, месяцы войны, когда Красная армия ощущала недостаток в противотанковых орудиях, гранатах, Чернореченский химический за-вод построил установку и начал производство самовоспламеняющейся жидкости «КС», применявшейся против немецких танков и бронемашин. Один из крупнейших заводов Наркомата боеприпасов – завод № 80 г. Дзержинска – производил до 50% взрывчатых веществ, выпускавшихся в стране, что позволяло сделать более 3 миллионов снарядов, мин и авиабомб в месяц.

Лидером пушечного производства оставался Горьковский завод № 92 (машино-строительный завод «Новое Сормово»), где с 1934 г. работало артиллерийское КБ во главе с В.Г.Грабиным. За первые 2,5 года войны здесь были спроектированы 27 образцов различных орудий. Выпущенная заводом пушка ЗИС-2 своим снарядом пробивала тогдашние немецкие танки насквозь. В феврале 1942 г. на вооружение была принята 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3. Легкая и маневренная, простая в обслуживании, безотказная в бою и на марше, она получила большое признание в армии. Используемая в качестве вооружения самоходных артиллерийских установок СУ-76 и СУ-76М, она считалась одной из лучших дивизионных пушек, грозой вражеской пехоты и танков. Кроме того, заводом выпускались и другие артсистемы: 76-мм танковая пушка Ф-32 для тяжелого танка КВ; более мощная пушка Ф-34 для танка БТ-7, а затем Т-34; тумбовые 76-мм пушки зенитной компоновки, с круговым обстрелом; Ф-35 для подводных лодок; Ф-36 для военных транспортов. Всего до конца войны завод № 92 изготовил и поставил фронту порядка 100 тысяч пушек – больше, чем все страны гитлеровской коалиции вместе с Германией.

Задачам фронта была подчинена работа предприятий легкой и местной промышленности области. В короткий срок коллективы фабрик освоили изготовление обмундирования, армейской обуви, палаток, парашютов, спецукупорки и другой продукции, необходимой фронту.

Приведенные ниже цифры позволяют оценить вклад тружеников Горьковской области в Победу над врагом. В годы Великой Отечественной войны горьковчане дали фронту от произведенных в стране 38 318 (37%) танков, САУ, бронемашин; 43 688 (35,4%) минометов; 16 324 самолетов; 22 подводные лодки (43,1%); 109 636 (34,5%) авто-машин; 85 722 (60%) радиостанций, а также более 101,6 тысяч артиллерийских орудий; 1165 «катюш» и многое другое.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения