Государственная архивная служба Нижегородской области

Нижегородская губерния в XX веке

К началу ХХ века Нижегородская губерния была ведущим торгово-промышленным районом Поволжья. Предприятием — лидером был, как и раньше, Сормовский завод — один из крупнейших в России. По размерам доходов от производства заводу не было равных во всем Центральном промышленном районе России. По выпуску валовой продукции он в отдельные годы даже превосходил Путиловский завод в Петербурге.

Революции 1905 и 1917 гг. преобразовали Россию. В революционных событиях большую роль Нижегородские политические деятели, в том числе Н.А.Семашко, Я.М.Свердлов, А.П.Невзорова и др. Изменение государственного строя привело к изменению системы управления регионом. 2 ноября 1917 г. власть была передана вновь избранному Совету рабочих и солдатских депутатов. Нижний Новгород вступил в новую эпоху истории — эпоху социалистическую.

Горьковский автомобильный завод («ГАЗ»). Российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей и микроавтобусов. Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В.М.Молотова. Входил в состав ОАО «ГАЗ», но в 2005 году в ходе реструктуризации сборочные производства легковых и грузовых автомобилей выделены в отдельное дочернее общество — ООО «Автомобильный завод «ГАЗ». С декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А. Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы «Форд». В годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения. Выдающимися конструкторами-новаторами в создании боевой техники показали себя А.А.Липгарт, Н.А.Астров, В.А.Дедков, В.А.Грачев (в 1942 г. удостоен Сталинской премии за создание броневика БА-64), А. М. Кригер, Л.В.Косткин, Ю.Н.Сорочкин, В.К.Рубцов и др. За труд автозаводцев в годы войны завод награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

Великая Отечественная война 1941−1945 гг. В г. Горьком было организовано 10 пунктов сбора военнообязанных. В первый день войны военкоматы г. Горького поступило 5 486 заявлений, в области — 10 000. Всего за годы войны военкоматами Горьковской области было мобилизовано на фронт 822 тысячи горьковчан. Сформировано 79 соединений и частей Красной армии, среди которых стрелковые дивизии, танковые бригады и корпуса, особый Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов. Уже с первых дней войны все промышленные предприятия г. Горького и Горьковской области переключились на производство оборонной продукции. За 4 года войны промышленность г. Горького и области дала фронту: танков, самоходок, бронемашин — 38 318 (37,0% общесоюзного производства), в том числе: танков Т-34—10 159 (10,2%), самолетов — 16 324 (11,3%), орудий — 101 673 (23,9%), подводных лодок — 22 (43.1%). Всего за 1941−1945гг. Горьковская область поставила для нужд Красной Армии и Флота 794 964 тонны муки и крупы, сдала хлеба государству 1 391 559 тонн, 355 987 тонн картофеля, десятки тысяч тонн овощей, мяса, масла и молока. В Горьком и области действовал 171 эвакогоспиталь. За годы войны на фронт было отправлено 92202 литра крови, в госпитали области — 17127 литров. 271 горьковчанин был удостоен высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза. Генералы Василий Георгиевич Рязанов и Арсений Васильевич Ворожейкин стали Героями Советского Союза дважды. Более 300 тысяч наших земляков были награждены боевыми орденами и медалями, 50 горьковчан стали полными кавалерами ордена Славы всех трех степеней.

Мокроусов Борис Андреевич (1909−1968). Композитор, лауреат Государственной премии. Согласно записи в метрической книге Владимирской церкви г. Нижнего Новгорода родился 14 февраля 1909 года. Учился в средней школе, музыкальном техникуме. Работал пианистом-тапером в клубе железнодорожников «Спартак». Музыкальное образование завершил в Московской консерватории. Автор оперы «Чапаев», оперетты «Роза ветров», песен «Заветный камень», «Одинокая гармонь», «Когда весна придет, не знаю» и других. Большой известностью пользуется его песня «Сормовская лирическая», созданная на стихи Е.А.Долматовского в 1949 году.

Алексеев Ростислав Евгеньевич (1916−1980). Инженер-кораблестроитель, конструктор судов на подводных крыльях, доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий. Родился в городе Новозыбкове. После окончания Политехнического института был направлен на завод «Красное Сормово». С 1942 года начал работать над созданием судов на подводных крыльях, вел успешные исследования и испытания. В январе 1955 года стал руководителем Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях. В 1957 году в первый пассажирский рейс до Казани отправился теплоход на подводных крыльях «Ракета», созданный в бюро Алексеева. В последующие годы было разработано и сдано в эксплуатацию несколько типов новых судов, скорость которых доходила до 100 километров в час. В настоящее время конструкторского бюро по судам на подводных крыльях носит его имя.

Харитон Юлий Борисович (1904−1996). Ученый-атомщик, трижды Герой Социалистического груда, лауреат Ленинской и Государственных премий, Почетный гражданин города Арзамаса-16 (Саров). Родился в 1904 году в Петербурге. С 13 лет начал работать: сначала курьером в библиотеке, затем учеником механика в ремонтных мастерских. В 1925 году закончил Политехнический институт. В следующем году в числе перспективных физиков был направлен на стажировку в Англию, где защитил докторскую диссертацию. В 30-х годах занимался физикой горения и взрыва, а также атомной теорией. В 1944 году был привлечен И. В. Курчатовым к работе над атомной бомбой, с 1946 года он — главный конструктор и заместитель начальника первого отечественного ядерного центра в Арзамасе-16. В 1946 году избран членом-корреспондентом Академии Наук, в 1953 году — ее действительным членом. До 1992 года — бессменный научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (г. Саров).

Развитие системы высшего образования. «Только тогда народ будет на правильном пути, когда для него открыты будут двери образования не в узком смысле грамоты, а в широком — науки. До сих пор наука была доступна не многим. Следует признать, что наука — единственный путь к счастью и правильному устроению общества. Я предлагаю положить основание в Нижнем Новгороде Народному университету» — из речи Нижегородского городского Головы А.М. Меморского на заседании Городской Думы 19 октября 1905 года. В этот день Дума приняла решение ассигновать на этот предмет из городских средств 100 000 рублей, открыв на тот же предмет подписку. Однако реализовано это историческое решение было лишь спустя 10 лет. Торжественный акт открытия Нижегородского городского народного университета состоялся 17 января 1916 г. (по старому стилю) в зале заседаний Городской Думы. 28 марта 1918 года было принято постановление о реорганизации трех высших учебных заведений: Народный университет был объединен с высшими сельскохозяйственными курсами, открытыми в сентябре 1917 г. и бывшим Варшавским политехническим институтом. В 1930 году на базе ряда факультетов Нижегородского университета были созданы 6 узкопрофильных институтов: механико-машиностроительный, химический, педагогический, сельскохозяйственный, строительный, медицинский. В настоящее время в городе насчитывается свыше 50 высших учебных заведений и филиалов, действуют научно-исследовательские институты.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения