Государственная архивная служба Нижегородской области

К 175-летию со дня рождения В.И. Калашникова, механика-судостроителя, конструктора-изобретателя, теплотехника

56

Василий Иванович Калашников родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1849 г. в г. Угличе Ярославской губернии, в бедной трудовой семье. После окончания трех классов Угличского уездного училища В.И. Калашников в возрасте 11 лет начал работать в Рыбинской конторе Николо-Абакумовского судостроительного завода Н.М. Журавлева, где обратил на себя внимание своими способностями к механике. Журавлев отнесся серьезно к замеченному у мальчика таланту и перевел его из конторы в чертежную завода. На заводе В.И. Калашников обучился математике, физике, механике и немецкому языку. Пытливый мальчик внимательно ко всему приглядывался, о многом спрашивал и фактически изучал судостроение.

В 1869 г. В.И. Калашников поступил машинистом на пароход «Восток» Духинова и здесь, на Волге, получил практические навыки. В 1870 г. он начал работать чертежником на заводе Колчина в Нижнем Новгороде, а 1872 г. уже был назначен механиком этого же завода.

В 1880-х гг. волжский флот стал переходить на нефтяное отопление. В 1883 г. В.И. Калашников изобрел свою знаменитую форсунку (прибор для сжигания нефти с помощью пульверизации), которая принесла ему славу и мировую известность. Кроме того, он изобрел стационарный котел оригинальной конструкции, разработал конструкции новых пароходных машин многократного расширения и новых пароходных колес. Благодаря Калашникову машины «компаунд» на 15 лет раньше, чем за границей, получили широкое распространение на Волге. Он создал более 50 новых и заново перестроил свыше 100 пароходов, 150 пароходных котлов, проектировал «скользящие суда». В.И. Калашниковым были построены машины и оборудование для нижегородского водопровода, взамен неудачных английских.

Василий Иванович много сделал и для развития судостроительной науки. Он был одним из учредителей в Нижнем Новгороде отделения Русского технического общества и одним из первых учредителей Нижегородского общества любителей физики и астрономии. В 1882 г. им был организован журнал «Нижегородский вестник пароходства и промышленности», где он состоял редактором и руководителем.

Из-за перехода в 1894 г. Сормовских заводов в акционерное общество, В.И. Калашников ушел с завода и начал строить самостоятельно пароходы на Мочальном острове. В 1898–1903 г. им была налажена своя верфь на Моховых горах, построено 15 новых пароходов. Однако разразившийся в 1899–1900 гг. промышленный кризис привел В.И.Калашникова к полному разорению. В последние годы жизни он служил в Нижегородском комитете страховых обществ техником.

В трудовых спорах В.И. Калашников стоял на стороне простых рабочих, что ставили в укор ему владельцы заводов. М. Горький так говорил о Калашникове, с которым его познакомил В.Г. Короленко, на совещании писателей-горьковчан в 1934 г.: «Хорошенько осветите нижегородских людей, таких, как Кулибин, Калашников…».